Виды смазок, характеристики, критерии выбора
Подшипники – ключевой компонент механических систем в любой машине. Забота о состоянии подшипников – ключевой аспект надежности и долговечности автомобиля. Важным элементом этого ухода является правильный выбор смазочного материала.
Рассмотрим функции смазок, их виды, особенности и рекомендации по выбору.
Функции смазочных материалов в подшипнике
Этот материал необходим для эффективной работы и продолжительного срока службы механизмов. Вот несколько ключевых полезных свойств смазки:
-
Снижение трения. Смазка создает тонкий слой между поверхностями подшипников, снижая трение и избегая износа. Это особенно важно в условиях высоких нагрузок и частого вращения.
-
Охлаждение. Масло охлаждает подшипники и вращающиеся механизмы, отводя тепло, которое образуется при трении. Это предотвращает перегрев и повышает эффективность работы.
-
Предотвращение коррозии. Защищает металлические поверхности подшипников от коррозии, предоставляя дополнительный слой защиты от влаги.
-
Разделение поверхностей. Помогает создать надежный слой между движущимися поверхностями, который обеспечивает постоянную смазку деталей.
-
Долговечность механизмов. Позволяет достичь расчетной долговечности механизмов, которые приводятся в движение с помощью подшипников.
-
Дополнительное уплотнение. Применение пластичной смазки помогает создать дополнительное уплотнение в соединении деталей. Это особенно важно в интенсивных условиях эксплуатации автомобиля.
Основные свойства смазочных материалов
Регулярная замена смазочного материала – ответственная часть технического обслуживания автомобиля. Такие процедуры необходимы для бесперебойной и эффективной работы вращающихся механизмов.
Для таких механизмов минимально допустимая толщина масляной пленки составляет 0,1 мкм. На толщину влияют следующие факторы:
-
линейная скорость поверхностей,
-
нагрузка,
-
вязкость масла.
Рис.1: пример отсутствия контакта металла с металлом
– это наиболее важное свойства масла. Мера текучести обратно пропорциональна его температуре.
Рис.2: отношение вязкости к скорости, нагрузке и температуре
По мнению наших специалистов, которые обучались по европейским стандартам, подшипник необходимо смазывать маслом и применять загуститель в зависимости от условий эксплуатации.
Например, на высоких температурах лучше всего использовать полусинтетическое масло и загуститель на основе полимочевины. Антизадирные присадки также не будут лишними при такой температуре.
В таком случае температура каплепадения (переход смазки из твердого состояния в жидкое) будет выше 250 градусов. Качественный загуститель удерживает масло таким образом, что оно остается в форме консистентной смазки даже при температуре 250 градусов.
Выбор необходимо совершать с учетом условий эксплуатации, чтобы оборудование работало без преждевременных выходов из строя. В наших каталогах вы можете приобрести смазки от производителей. Если вы хотите получить консультацию, обратитесь за помощью к нашим инженерам через формы обратной связи.
Виды смазок для подшипников
Существует несколько видов смазок, которые применяются для данных целей. Наиболее распространенные из них:
-
Минеральные смазки. Основа – минеральное масло с содержанием специальных добавок. Они улучшают стойкость к окислению и антикоррозийные характеристики. Этот тип хорошо подходит для общего применения в различных условиях.
-
Синтетические смазки. Изготовлены на основе искусственных масел – полиальфаолефины (ПАО) или полиэфиры (ПЭФ). Они обладают широкими температурными диапазонами, стойкостью к окислению и низким коэффициентом трения.
-
Литиевые смазки. Изготавливаются на основе литиевого мыла и являются одними из наиболее распространенных. Широко применяются в автомобильной сфере для смазки подшипников качения. Обеспечивают стойкость к нагрузкам и могут использоваться для широкого спектра условий эксплуатации.
-
Универсальные (многоцелевые) смазки. Обеспечивают удовлетворительные характеристики для различных применений и часто используются в ступичных подшипниках. Для шариковых подходят материалы с добавлением графита или молибденового дисульфида. Также универсальные консистентные смазки широко находят применение в закрытых подшипниках.
-
Комплексные смазки. Они содержат полиуретан для улучшения сцепления с поверхностью и стойкости к нагрузкам. Также можно использовать для шариковых подшипников.
-
Полимерные смазки. Изготавливаются из полимеров и обеспечивают хорошую стойкость к окислению. Это пластичные смазки, которые подходят для применения в условиях высоких и низких температур.
-
Смазки с тефлоном (PTFE). Включают в себя частицы тефлона, что снижает трение и износ.
-
Биосмазки. Экологически чистые биоразлагаемые смазки, использующиеся в чувствительных к окружающей среде областях.
Чтобы знать, чем лучше смазывать подшипники, давайте разберемся с критериями подбора смазки.
Критерии выбора смазки для подшипников
Выбор смазки зависит от нескольких ключевых факторов, которые влияют на срок эксплуатации. Вот главные критерии, которые следует учитывать при подборе материала:
-
Тип подшипника. Различные типы подшипников могут требовать разных видов смазок. Например, шариковые, игольчатые и роликовые подшипники имеют разные требования к смазке.
-
Рабочая температура. Учитывайте температурные условия, в которых будет эксплуатироваться подшипник. Одни смазки предназначены для работы при высоких температурах, другие – более подходящие для низких температур.
-
Нагрузка и скорость. Оцените нагрузку и скорость вращения подшипника. Эти параметры влияют на необходимость использования смазок с определенными свойствами. Важные свойства – стойкость к высоким нагрузкам и хорошая смазывающая способность.
-
Окружающая среда. Если подшипник эксплуатируется в агрессивной среде, подбирайте смазку с защитными свойствами.
-
Интервалы обслуживания. Учитывайте, как часто обслуживаются механизмы. Некоторые смазки предназначены для более длительных интервалов обслуживания.
-
Многозадачность. Если подшипник одновременно подвергается высоким нагрузкам и часто вращается, выбирайте универсальные смазки. Они сочетают в себе характеристики для разных условий эксплуатации.
-
Совместимость с материалами. Убедитесь, что выбранная смазка совместима с материалами подшипника и уплотнений.
-
Специальные требования. Некоторые механизмы имеют специальные требования, такие как стандарты безопасности, биоразлагаемость и др.
Рекомендуется также обращаться к рекомендациям производителя материалов и соблюдать инструкции по эксплуатации. А если сомневаетесь в выборе, обратитесь за помощью к специалисту.
Как рассчитать количество смазки для подшипника?
Количество смазочного материала зависит от модели, типа и размера конкретного подшипника. Также при подсчете объема смазки важно учитывать рекомендации производителя.
Существует общий подход к расчету объема смазки:
-
Определение объема пространства. Изначально определяются геометрические параметры подшипника.
-
Определение заполнения подшипника. Далее устанавливается степень заполнения подшипника смазочным материалом. Это выражается в процентах от объема подшипника, заполненного смазочным материалом.
-
Выбор типа и консистенции смазки. Нужно определить тип смазки и ее консистенцию, которая может быть представлена числом. Например, по индексу NLGI.
-
Расчет необходимого количества смазочного материала. Далее умножаем объем подшипника на степень заполнения смазочным материалом и выбранную консистенцию.
Например:
- Объем подшипника: 10 кубических сантиметров.
- Степень заполнения: 30%.
- NLGI консистенция 2.
Формула будет иметь следующий вид:
Объем смазочного материала = 10 см3 х 0,3 х NLGI 2 консистенция
Важно вести расчеты с использованием данных конкретного подшипника и смазочного материала. Учитывайте условия эксплуатации, которые также могут влиять на потребление смазки.